16+

Мамонтовская районная массовая газета «Свет Октября»

Главная / Новости / Далёкие соседи стали ближе
28.08.2017 13:05
  • 10

Категории:

В печати не опубликовано!

Далёкие соседи стали ближе

Тёща и соседи пытаются вразумить товарища Подсекальникова.

День села Мамонтово стал настоящим марафоном для новоалтайских артистов, приехавших к нам со спектаклем и концертной программой в рамках краевого Марафона дней культуры «Соседи», посвящённого 80-летию Алтайского края.

«Почему вдруг марафоном?» — спросит наш недоверчивый читатель. А дело в том, что артисты, игравшие в комедии, оказались ещё и талантливыми вокалистами и после спектакля порадовали довольно искушённую мамонтовскую публику хорошими песнями.

Впрочем, обо всём по порядку.

МЫ СМЕЛЫЕ

Народный театр «Шок-О-Лад» культурно-досугового центра «Космос» города Новоалтайска на малобутырской сцене представил нашему вниманию спектакль «Жизнь прекрасна, товарищ Подсекальников» по мотивам пьесы Н. Эрдмана «Самоубийца». Смелым был драматург, написавший произведение в 1928 году, когда репрессии следовали волнами одна за другой.

Режиссёру-постановщику спектакля О. Р. Бражниковой и её коллективу тоже нельзя отказать в смелости. Ведь пьеса неоднократно ставилась на сценах лучших театров страны и также неоднократно была беспощадно разгромлена театральными критиками и прессой, несмотря на то, что актуальность заявленных в ней социальных и нравственных проблем не вызывает сомнений, а тема «маленького человека», увы, тоже будет актуальна всегда.

СЮЖЕТ

В основе сюжета комедии история героя, почти случайно оказавшегося заложником идеи самоубийства. Мучимый угрызениями совести оттого, что живёт на иждивении своей кроткой супруги Маши, Семён Семёнович Подсекальников вдруг представил себя самоубийцей. И вот его уже загоняют в угол желающие придать его смерти «большой смысл»: это и представитель русской интеллигенции, требующий умереть за её идеалы, и кокетки, «алчущие» славы роковых женщин, и писатель, убеждающий погибнуть «за искусство».

Но он, простой «маленький человек», не хочет умирать ни за какие идеи, он просто хочет жить хорошо:

- Мне же дайте, товарищи, только тихую жизнь и приличное жалованье, — подытоживает свою речь герой в последней сцене.

РЕКВИЗИТ

На что в первую очередь зритель обращает внимание? Конечно, на оформление сцены и реквизит. Минимализм в антураже порадовал: в первых сценах кровать на фоне стен с обоями, портретами и маленький столик, застеленный скатертью. Потом по ходу пьесы вместо обоев появились карикатуры в стиле агитационных плакатов Маяковского, а в сцене прощания с героем – стены стали чёрными. При этом минимализме режиссёру с первого явления удалось вовлечь зрителя во время и пространство произведения. Благодаря чему это произошло?

О ЯЗЫКЕ И ОБ ИГРЕ

С самого начала этому послужил язык героев, точно, мастерски переданный артистами. Здесь и мелодичные интонации кроткой жены Подсекальникова — Марии Лукьяновны (Наталья Рева), и смятённая неуверенная речь Семёна Семёновича (Игорь Артемьев), и просторечие с диалектными оттенками тёщи главного героя Серафимы Ильиничны (Елена Рева). Артисты продемонстрировали такое речевое погружение в образы своих героев, что зритель сразу же и безоговорочно поверил – он в комнате простого русского обывателя начала XX века.

И, конечно, не только язык, но и мимика, жесты каждого из артистов содействовали передаче ярких образов пьесы, а мизансцены динамично следовали одна за другой. Сделать спектакль живым и динамичным – непростая задача для режиссёра и артистов. Но у зрителя нет впечатления какой-либо сложности, напротив, смотришь и удивляешься тому, как легко и с каким удовольствием артисты проживают на сцене, будь то юркий герой-любовник Александр Петрович Калабушкин (Иван Бобров), или его любовница Маргарита Ивановна Пересветова (Наталья Самошина), или очень колоритный представитель русской интеллигенции Аристарх Доминикович Гранд-Скубик (Сергей Лыткин), или женщины-кокетки Раиса Филипповна (она же режиссёр Ольга Бражникова) и Клеопатра Максимовна (Светлана Кравченко), или курьер Егор Тимофеевич (Андрей Кадулин), или немой молодой человек (Артём Страчков). Каждый из них — обладатель безусловного актёрского обаяния, кроме того, необыкновенно пластичные в своём сценическом поведении, в групповых сценах они представали настоящим органичным единством.

О ЮМОРЕ

А как убедительны артисты в своих репликах! К примеру, Егорушка, объясняющий, что подсматривает за моющей голову женщиной исключительно «с марксистской точки зрения», или Аристарх Доминикович, провожающий главного героя словами: «Один, совершенно один, с пистолетом в руках, вышел он на большую дорогу нашей русской истории», или главный герой, говорящий: «Почему-то учёные до сих пор не дошли, чтобы мог человек застрелиться, не чувствуя. Например, застрелиться под хлороформом. А ещё называется благодетели человечества».

И О СЕРЬЁЗНОМ

«Самоубийца», на мой взгляд, — не легковесная комедия, а остросоциальная пьеса, и наши артисты сумели это прочувствовать и передать зрителю. Никаких ужимок, кривляний или передёргиваний, всё продумано до мелочей, и в то же время кажется импровизацией, поэтому произведение в их трактовке не стало пошлым. Семён Семёнович восклицает: «Вот какую устроили жизнь. Правда есть, а бумаги для правды нету», или совсем по-гамлетовски: «Есть загробная жизнь или нет? Я вас спрашиваю!», или: «Нам трудно жить» — и зритель верит ему, и сопереживает, и сочувствует.

Безусловно, творческий коллектив режиссёра О. Р. Бражниковой – настоящая труппа актёров, влюблённых в театр и в литературу, коллектив единомышленников, горящих на сцене. Благодаря марафону дней культуры мы имели возможность насладиться их творчеством, «вдохнуть театрального воздуха» и даже переосмыслить историю и современность. Жаль только, что зал был не полон, видимо, не все любители театра смогли приехать в Малые Бутырки, и, к сожалению, не многие жители села знают, какие эмоции дарит театр.

На вопрос «Почему вы выбрали именно это произведение для марафона «Соседи»?» режиссёр О. Р. Бражникова ответила:

- Репертуар «Шок-О-Лада» довольно разнообразен, но многое из наших работ мамонтовские театралы уже видели, поэтому мы решили предложить вниманию новую постановку, тем более, что проблемы, представленные её автором, до сих пор актуальны.

ОНИ ЕЩЁ И ВОКАЛИСТЫ!

И вот, сразу же после спектакля, — мы уже на центральной площади Мамонтова. Импровизированная сцена на крыльце районного Дома культуры звучит и зазывает красивой музыкой, мамонтовцы прогуливаются, нерешительно приближаясь к ней. Наконец фанфары возвестили о начале вечернего концерта, и народ подходит, некоторые уже даже пританцовывают.

Гостей и зрителей поприветствовал заместитель главы администрации района по социальным вопросам А. В. Витман, поблагодарив творческий коллектив из Новоалтайска и пожелав всем хорошего вечера.

Песней «Россия, матушка моя, Россия» талантливая исполнительница из Покровки Виолетта Краус открыла программу, её голос звучит далеко за пределами площади Советов и завораживает публику своей силой и чистотой.

И вокалисты из Новоалтайска принимают эту музыкальную эстафету.

Группа «Весновей» одну за другой исполняют песни, беспроигрышные для любого концерта: «Земляки-сибиряки», «Что ж ты, роза», «Ивушки» и другие. Андрей Кадулин дарит ощущение «мурашек», исполняя песню из репертуара М. Магомаева «О, море, море!». Сильный голос Ольги Виличинской покоряет мамонтовцев, обаятельная Светлана Кравченко дарит слушателям «очень женские» песни «Любимый мой» и «Рябиновые бусы». По-настоящему «заводит» мамонтовского зрителя аккордеонист-виртуоз Артур Верхотурцев: ещё бы, не каждый день у нас есть возможность насладиться живой музыкой в оригинальной современной обработке!

После концерта ночное небо зажёг праздничный фейерверк, рассыпаясь большими и маленькими разноцветными звёздочками и радуя детвору и взрослых. Потом Мамонтовский парк культуры и отдыха пригласил на дискотеку.

Праздник села удался! А далёкие соседи из Новоалтайска стали нам по-настоящему близкими, ведь мы, жители одного края и одной большой страны с её богатым культурным наследием, встречаясь, взаимно обогащаемся и заряжаемся светлой энергией, чувствуем нашу связь и родство.

Автор: Л. КАНИНА.

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

28.08.2017 - 27.09.2017

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Объявления

Реклама

Вверх